|
www.mrt1.ru
|
ЗАКАЗ ПРОДУКЦИИ ПО ТЕЛЕФОНУ 8 (495) 638-07-16
|
|
10. Эксплуатация приводов
Электропривод является ответственным элементом трубопроводной арматуры и трубопроводной системы в целом, имеет сложное устройство, требует тщательного ухода и внимательного наблюдения за его состоянием.
Каждый электропривод с задвижкой должен иметь свой формуляр, в который заносятся порядковые номера электропривода и задвижки, дата и характер ремонта, аварийные случаи, замена деталей и т. п.
Электропривод должен быть надежно заземлен путем приварки заземляющей шины к заземляющим болтам на электрооборудовании. Технический уход за электроприводом включает смазку, периодический осмотр, планово-предупредительный ремонт. Для обеспечения надежной эксплуатации электропривод должен систематически смазываться надлежащим образом. Перед пуском в эксплуатацию ванна червячного редуктора заполняется маслом марки «Индустриальное 12» до уровня контрольного отверстия. Этот уровень масла должен поддерживаться в процессе эксплуатации путем периодической добавки масла по мере надобности. При планово-предупредительном ремонте масло заменяется свежим. Все подшипники скольжения обильно смазываются смазкой УТВ через имеющиеся на приводе масленки. Периодичность смазки (от одного 'раза в сутки до одного раза в неделю) зависит от интенсивности работы электропривода.
Технические осмотры проводятся во время нормальной работы электропривода в сроки, определяемые режимом его работы, но не реже одного раза в неделю. При техническом осмотре проверяется состояние узлов и деталей привода, степень загрязненности их, возможное действие коррозии, уровень смазки в ванне червячного редуктора и в ванне путевого выключателя, действие сигнализации и путевого выключателя, изоляция кабеля силовой сети и цепей управления, состояние заземления, надежность сцепления кулачковых муфт. Проверяется крепление привода к арматуре, электродвигателя к редуктору, путевого выключателя к приводу, замеченные неисправности устраняются. Результаты осмотра заносятся в формуляр за подписью ответственного лица, производившего технический осмотр.
Возможные неисправности электроприводов и способы их устранения приведены в табл. V.9.
Для планово-предупредительного ремонта электропривод снимают с арматуры и направляют в ремонтную мастерскую, а взамен снятого устанавливают запасной.
В табл. V. 10 приведены возможные неисправности электромагнитного привода клапана и способы их устранения.
При эксплуатации пневмо- или гидропривода важное значение имеет управляющая среда и ее параметры (давление, температура, вязкость), а также степень очистки ее от посторонних примесей. Наиболее часто используются пневмоприводы, в которых управляющей средой является сжатый воздух, подаваемый компрессором. Этот способ управления сравнительно доступен, а протечки воздуха не создают потеков, луж, загрязнений. Вместе с тем в пневмоприводах необходимо тщательно следить за степенью герметичности разъемных соединений, учитывая известные свойства воздуха проходить через малые зазоры. Гидропривод, приводимый в движение маслом, менее чувствителен к появлению зазоров, обеспечивает постоянную смазку подвижных частей и может работать
V.9. Возможные неисправности электроприводов и способы их устранения
Проявление неисправности |
Возможные причины |
Способы устранения |
При переключении привода на ручное управление маховик вращается вхолостую |
Ручное управлениеКулачки муфт не сцепляются; кулачки муфт сломаны; Лопнула головка штока м л и тяги; сорвана шпонка на шлице-вом валу червяка или на маховике |
Снять узел ручного управления, проверить сцепление муфт и шестерен |
При переключении привода с электрического и обратно тяга не перемещается или туго ходит |
Штифты задевают за стенки пазов червяка; заедание штока или тяги в направляющих; сломана пружинаЗаедание кулачковых муфт на валу червяка |
Снять и осмотреть узел ручного управления и блокировки, проверить состояние штифтов и пружиныПроверить состояние кулачковых муфт червяка и шпонок на нем |
Усилие на маховике возрастает настолько, что невозможно открыть или закрыть задвижку |
Заедание подвижных частей арматуры или электропривода |
Вращая маховик в обратную сторону, повтог рить закрывание или открывание. Если заедание не ликвидируется, выяснить причину и устранить неисправность |
Во время хода стрелка указателя не вращается |
Неисправность передачи от приводного вала привода к кулачковому валику путевого выключателяОслаб винт, стопорящий диск со стрелкой |
Проверить передачуОткрыть указатель, снять стекло и подтянуть стопорный винт |
|
Электрическое управление |
|
При нажатии на пусковые кнопки электродвигатель не вращается |
Неисправна силовая цепьНе работает пускательНет напряжения на щите управления |
Проверить силовую цепьПроверить исправность пускателяПроверить пусковую аппаратуру |
Проявление неисправности |
Возможные причины |
Способы устранения |
|
При нажатии на пусковые кнопки двигатель вращается вхолостую, а электропривод стоит |
Электропривод не переключен на электрическое управлениеСрезана шпонка на червяке или на валу электродвигателяОслаб стопорный винт, и муфта на валу электродвигателя продвинулась к подшипнику |
Перевести электропривод на электрическое управлениеРазобрать привод, выяснить неисправность и устранитьСнять электродвигатель, поставить муфту на место и застопорить винтом |
|
В крайних положениях запорного органа арматуры сигнальные лампы не горят |
Перегорели лампыОтсутствует напряжениеЭлектропривод остановлен в промежуточном положении запорного органа |
Заменить лампыПроверить цепь управленияПроверить по местному указателю положение запорного органа и пустить привод, нажав соответствующую кнопку |
|
Одновременно горят лампы «Закрыто» и «Открыто» |
Замыкание между проводами, идущими к путевому выключателю |
Отключить от путевого выключателя сигнальные провода и устранить замыкание |
|
Во время хода электропривода в сторону закрывания загорелась лампа ЛМ и электродвигатель отключился |
Заедание подвижных частей арматуры или привода |
Выяснить причину заедания и устранить |
|
При пуске электропривода с двусторонним ограничением крутящего момента из положения полного закрытия в сторону открывания проход арматуры не открывается и загорается лампа ЛМ |
Недостаточный крутящий момент в сторону открывания, срабатывает муфта ограничения крутящего момента |
Поджать пружину муфты в сторону открывания |
|
Проявление неисправности |
Возможные причины |
Способы устранения |
|
При достижении положения «Закрыто» электродвигатель автоматически не отключаетсяi |
Ослаб кулачок закрытияНеисправность выключающего механизма муфты ограничения крутящего момента |
Проверить настройку кулачков и исправность микропереключателей и, если нужно, заменить неисправныйОтрегулировать муфту, проверить исправность и, если нужно, заменить микропереключатель |
|
При достижении положения «Открыто» электродвигатель автоматически не отключается |
Ослаб кулачок открыванияНеисправен микропереключатель |
Проверить настройку и произвести регулировку в положении «Открыто»Проверить и, если нужно, заменить микропереключатель |
|
Недопустимые протечки среды между уплотнительными поверхностями арматуры |
Недостаточный крутящий моментМежду уплотнительными поверхностями арматуры попали твердые частицыСработались или повреждены уплотнитель-ные поверхности арматуры |
Поджать пружину муфтыПрочистить проход и уплотнительные поверхности арматурыОтремонтировать уплотнительные поверхности |
|
| | | | | | |
V.10. Возможные неисправности электромагнитного привода клапана и способы их устранения
Проявление неисправности |
Возможные причины |
Способы устранения |
Клапан не открывается электромагнитным приводом. Из напорного трубопровода не происходит подача среды |
Перегорела катушка электромагнитаНет контакта в клеммахСнижено сопротивление катушки более чем на 10% |
Заменить катушкуПроверить контакты в клеммахЗаменить катушку |
|
Отсутствует напряжение в электрической цепи |
Проверить подачу напряжения |
|
Повреждена мембрана |
Заменить мембрану |
V. 11. Возможные неисправности пневмопривода и способы их устранения
Проявление неисправности |
Возможные причины |
Способы устранения |
Арматура не открывается и не закрывается на полный ход от пневмопривода |
Нарушена подача управляющей средыСнизилось давление управляющей среды |
Подать управляющую средуОтрегулировать управляющее давление |
Пропуск среды в связи с неполным закрытием затвора |
Повреждены резиновые поршневые кольца или манжетыЗаклинивание подвижных частей |
Заменить поршневые кольца или манжетыРазобрать изделие, устранить заклинивание |
Не работает концевой пневматический выключатель |
Отсутствует командное давление воздуха в выключателеСломан рычаг концевого выключателя |
Подать воздухЗаменить концевой выключатель |
Не работает сигнал на открытие или закрытие |
Арматура не открывается или не закрывается на полный ход в связи с заклиниванием или нарушением подачи управляющей среды |
Устранить заклинивание или нарушение подачи управляющей среды |
Основное внимание при эксплуатации пневмо- и гидроприводов должно быть уделено обеспечению нормального давления управляющей среды и ее чистоте. Наличие загрязнений в управляющей среде, подаваемой в привод, может вызвать нарушения в его работе, ускоренный износ подвижных деталей, отказы в работе распределительной аппаратуры и т. д. Подвижные детали привода должны регулярно смазываться. Аппаратура управления должна всегда находиться в работоспособном состоянии.
Возможные неисправности пневмопривода и способы их устранения приведены в табл. V. 11.